В последнее время СМИ активно говорят о закредитованности населения и о том, что новая волна кризиса не за горами. Если же взять и проанализировать рост кредитов и просрочки не по всем клиентам, а разделив их на категории, то будет четко видно, что закредитованность и просрочка росли только в субстандартном сегменте (вспомним американский термин subprime). Но это и так свойственно данному клиентскому сегменту в большей степени, чем другим. Да, subprime-клиенту больше нужны кредиты, он готов платить за них более высокие проценты, и эта возможность заработать быстрые и большие деньги как раз привлекает многих игроков. По структуре доходов банков хорошо видно, кто увлекается «легкими деньгами», — это организации, у которых низкий уровень непроцентных доходов (платежи, переводы, интернет-банк, консультационные услуги, комплексные пакеты услуг). Но ведь именно увеличение портфеля услуг, которые генерят непроцентный доход (НПД), и позволяет банкам диверсифицировать риски. Прибыль в этом сегменте более стабильна, она не привязана к созданию резервов, не зависит от постоянной гонки за новыми клиентами и попыток продать им новый кредит. НПД можно получать и наращивать на текущей клиентской базе, тогда как ставка на развитие кредитного бизнеса требует постоянного притока «свежей клиентской крови». Клиентам, которые генерят хороший уровень НПД, можно гораздо активнее снижать ставки по кредитам (по статистике, по ним гораздо меньше рисков), что укладывается в текущую политику ЦБ по снижению ставок. Например, сейчас НПД Сбербанка составляет 26,3% (из них 31% — от карт). К 2018 г. Сбербанк поставил своей целью нарастить НПД до 28%. Высокий уровень НПД способен генерить сегмент малого бизнеса — что характерно, традиционно неинтересный для банков, которые сосредоточены на кредитовании, и в то же время самый недооцененный. Но ситуация постепенно меняется: к примеру, тот же Сбербанк в своей новой стратегии планирует занять 70% рынка финансовых услуг для малого бизнеса. В ФГ «Лайф» мы ставим цель увеличить НПД с 33,5 до 50%. Тут особенно важен тренд наращивания небанковского НПД — от продажи нефинансовых продуктов и услуг. По нашей оценке, около 24% НПД группы должно приходиться на нетранзакционный небанковский НПД. Уже сейчас направления, работающие с малым и средним бизнесом, более 50% доходов получают от некредитных продуктов. Еще одним драйвером НПД для банков являются доходы по банковским картам, но в том случае, если они используются не для кредитования клиента, а для максимального увеличения роста транзакций по карте. И тут я вижу основной потенциал во взаимосвязи роста карточного бизнеса и рынка электронной коммерции. Ошибочно полагать, что пользователи интернета — это только жители крупных городов. Около половины пользователей интернета — жители малых городов и населенных пунктов, тогда как пользование интернет-магазинами у них значительно отстает. Хотя как раз в малых городах потенциал электронной коммерции колоссален: там меньше выбор товаров и гораздо выше цены, чем в крупных городах. Если заказывать что-то из Китая или США, то выбор будет гораздо больше, а цены (даже с учетом доставки) — ниже. И для развития этого сегмента нужны банки, которые расскажут в регионах, какие интернет-магазины бывают, как ими пользоваться, насколько это безопасно, а в дополнение дадут банковскую карту (так как без нее невозможно купить ничего в онлайне). Так что потенциал наращивания НПД тут огромен. При этом все банки, которые примут решение наращивать НПД, столкнутся с тем, что подобная стратегия невозможна без повышения лояльности клиентов. Если посмотреть на последние исследования клиентской лояльности по банкам, то можно увидеть, что высокий уровень NPS (индекс потребительской лояльности) наблюдается у тех игроков, что имеют и высокий уровень непроцентного дохода. Так что банкам, которые решат заниматься наращиванием НПД, мало будет просто поменять продуктовый ряд — им нужно будет искать новые подходы к обслуживанию клиентов и коммуникациям с ними.