Банки не должны направлять клиентам уведомления о совершении операций по предоплаченным картам, считают банковские лоббисты. Соответствующие изменения должны быть внесены в статью № 9 закона «О национальной платежной системе». С такой просьбой Ассоциация региональных банков России обратилась к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Главная особенность предоплаченных банковских карт (prepaid cards) — анонимность держателя. Для получения такого «пластика» не требуется открытия счета. Предоплаченные карты являются обезличенными, а купить их можно за несколько минут. Оформление стандартного «пластика» всегда требует открытия счета, а следовательно, и предоставления паспортных данных о держателе. При этом prepaid cards — полноценный инструмент для оплаты покупок и для перевода средств на счета. Раньше такие обезличенные карты называли «картами для взяток», а сейчас они получают всё большее распространение. Prepaid cards, которые выпускают российские банки, относятся к международным платежным системам Visa и MasterCard, расплачиваться ими можно в любой торговой точке мира. Получать наличные по prepaid cards с прошлого года нельзя: в 2012-м Банк России внес поправки в Положение № 266-П («Об эмиссии банковских карт»), в которых, по сути, приравнял предоплаченные карты к электронным деньгам. Для держателей «пластика» это означает ограничение функционала: максимальный лимит по предоплаченным картам составляет 100 тыс. рублей, а максимальный размер пополнения в месяц не может превышать 40 тыс. рублей. Также запрещена выдача наличных по неперсонифицированным картам. Чтобы снять средства с prepaid cards наличными, необходимо перевести деньги на банковский счет. Ассоциация региональных банков России в письме Эльвире Набиуллиной просит изменить закон «О национальной платежной системе», сняв с кредитных организаций обязанность по уведомлению клиентов о совершении операций с использованием prepaid cards. Банкиры указывают на то, что при выдаче предоплаченных карт идентификация клиента не проводится и у оператора нет контактных данных для отправки уведомлений. Благодаря уведомлениям клиент контролирует списания средств с карты и может оперативно отреагировать в случае несанкционированных списаний, заблокировав «пластик». А банк, в свою очередь, что следует из 9-й статьи (вступит в силу 1 января 2014 года), должен возместить ему средства, а только потом проводить расследование. По данным A. T. Kearney, в 2013 году сектор prepaid cards в России может вырасти до $56 млрд, а к 2015 году оборот средств на них может достичь $110 млрд. Согласно исследованию компании MasterCard, в 2017 году Россия может войти в первую тройку европейских стран по оборотам по предоплаченным картам. Впрочем, статистические данные впечатляют уже и сейчас: по данным Центробанка, за последние пять лет количество предоплаченных карт в России выросло с 455 тыс. до 43,3 млн штук. По оценкам регулятора, рrepaid cards сейчас занимают 20% рынка платежных карт. Коллеги поддержали инициативу Ассоциации региональных банков. Предправления Национального платежного совета Андрей Емелин также подчеркивает, что при выдаче неперсонифицированной карты банк не проводит идентификацию клиента и не производит сбор персональных данных. — Обязанность банка по информированию должна возникать только в случае предоставления клиентом актуальной информации (паспортных данных и контактного телефона), — комментирует директор дирекции карточного, депозитного и электронного бизнеса Транскапиталбанка Игорь Антонов. — В противном случае граждане теряют право на возмещение, так как у банка нет возможности для оперативной связи с ними. По словам начальника управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антона Павлова, предложение ассоциации рационально, учитывая растущую популярность обезличенных карт. — Предоплаченная карта — по сути аналог подарочной, но с одним существенным отличием, что prepaid cards можно использовать в любом магазине, принимающем «пластик». Очевидно, что когда клиент приобретает предоплаченную карту, то это не означает, что именно ее будет использовать для совершения транзакций, — полагает эксперт. — К тому же обязанность банков уведомлять клиента об операциях по таким картам существенно бы ограничило возможности продаж данного вида «пластика». На текущий момент prepaid cards можно купить в большинстве крупных магазинов или торговых центрах. Как отмечает директор банка «Восточный экспресс» по рынкам капитала и связям с инвесторами Виктор Тимотин, необходимость уведомления клиентов по операциям с использованием prepaid cards увеличивает стоимость такого «пластика». Это, в свою очередь, вредит инициативе Минфина по распространению безналичных расчетов. Тимотин предлагает «подключать» уведомления тем клиентам, которые готовы за это отдельно заплатить. При этом решение о стоимости услуг нужно оставить за участниками рынка, считает он. — Обязанность банкиров по уведомлению сужает круг потенциальных пользователей предоплаченных карт, что лишает кредитные организации возможности выхода на достаточно большой сегмент рынка, — резюмирует главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Но не все считают обоснованной просьбу банкиров. — Банкиры пилят сук, на котором сидят, — считает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. — Если просьба ассоциации будет выполнена, то это подорвет доверие граждан к банковской системе. Мы завалены жалобами от потребителей, которые в результате хакерских атак теряли значительные суммы со своих карт и потом ничего не могли доказать банку. Без уведомления вообще сложно предъявить кредитной организации обоснованную претензию.