В 2017 году наблюдается рост предложения банками нишевых ипотечных продуктов, который обусловлен завершением программы субсидирования ипотеки и замедлением роста спроса. Об этом говорится в докладе Банка России «Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики». Как объясняет регулятор, завершение программы субсидирования ипотеки заставило банки искать новые способы привлечь заемщиков. Традиционное понижение ставок, которое провели многие крупные банки в I квартале, носит ограниченный характер: оно было либо невелико, либо распространялось на узкий круг операций (например, на ипотеку, обеспеченную квартирами застройщиков, связанных с банком). В результате среди банков становятся распространены различные варианты неценовой конкуренции: снижение требований к персональному взносу, упрощение оформления ипотеки. Многие банки переходят от привлечения новых заемщиков к переманиванию действующих, предлагая программы рефинансирования ипотечных кредитов. Еще один получивший распространение вариант — нишевые кредитные продукты. Например, кредиты на покупку апартаментов, приусадебных участков и прочей нестандартной недвижимости. Как отмечает ЦБ, этот вариант особо привлекателен для небольших банков, у которых есть возможность занять нишу не настолько большую, чтобы представлять интерес для крупных банков. В результате на ипотечном рынке сложилось несколько сегментов, различающихся ставками и неценовыми условиями кредитования. Некоторые из этих специфических сегментов «явно пользуются интересом у населения»: так, доля банков, предоставляющих небольшие ипотечные кредиты (до 1,2 млн рублей), в «новых» кредитах почти вдвое превышала их долю в общем объеме кредитов, несмотря на более высокий уровень ставок по таким кредитам. Продуктовый виджет Источник: ЦБ рассказал о росте интереса к нестандартным ипотечным продуктам