В рамках оптимизации расходов «Газпром трансгаз Томск» перешел с золота на более дешевый металл Пока «Газпром» грозит отключить от трубы 700 предприятий-должников в 57 регионах, дочерняя компания концерна — «Газпром трансгаз Томск» — закупает 118 шариковых ручек, все детали которых, кроме стержня, выполнены из серебра 925-й пробы. Каждая ручка стоит порядка 4 тыс. рублей. Общая цена тендера составляет 494 тыс. рублей. Это не первая подобная закупка томской дочки «Газпрома». Два года назад «Газпром трансгаз Томск» отмечал 35-летие компании, и к празднику руководство компании заказало 120 лацканных знаков, 100 булавок и 70 запонок из золота 585-й пробы со вставками фианитов. Тогда стоимость закупки составила 2,85 млн рублей, каждое изделие стоило в среднем 9 тыс. рублей. Как пояснили в пресс-службе «Газпром трансгаз Томск», ручки являются наградной продукцией, которая будет использоваться как для награждения, так и для представительских целей. — Данная продукция предназначена для вручения участникам целого ряда мероприятий, организуемых компанией, как для внешней общественности, так и для внутрикорпоративных, — комментирует начальник пресс-службы Владислав Разманов. — Раскрывать их подробный перечень мы не планируем, поскольку считаем, что в этом нет необходимости. По словам представителя «Газпром трансгаз Томск», компания ежегодно проводит множество масштабных мероприятий. Например, фестиваль творческих коллективов «Новые имена» в этом году соберет около 1,3 тыс. участников из 13 регионов, где работает компания. — Кроме того, мы проводим много встреч с общественностью, нашими партнерами. Регулярно компания является организатором или принимает у себя конференции, форумы, совещания. Таким образом, приобретаемые ручки — часть сувенирного фонда, который будет использоваться нами на протяжении всего года, — закончил подробное объяснение Разманов. В 2011 году Дмитрий Медведев, будучи президентом, поручил снижать расходы госкомпаний в рамках госзакупок на 10% ежегодно. В ноябре прошлого года об этом поручении госкомпаниям повторно напомнил президент Владимир Путин. Речь о 50-процентном снижении за пять лет (с 2013 по 2017 год). В 2012 году операционные расходы «Газпрома» выросли на 18% в годовом выражении, до 3,5 трлн рублей, за 9 месяцев 2013 года показатель вырос на 5%, до 2,6 трлн рублей (МСФО). Инвестпрограмма на 2012 год — 975 млрд рублей, на 2013-й — 1,03 трлн, 2014-й — 806 млрд рублей. За сокращения издержек «Газпрома» выступал и «Общероссийский народный фронт» в лице сопредседателя организации Александра Бречалова. Он написал письмо руководству госкомпании, в котором обратил внимание на слишком дорогие закупки автомобилей. Одно письмо было адресовано гендиректору управляющей компании «Электрогаз» Юрию Раушкину. Именно эта «дочка» «Газпрома» готова приобрести автомобиль почти за 9 млн рублей. Второе письмо отправлено председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру с просьбой разобраться, а также объективно оценить целесообразность высоких трат на покупку автомобилей в головной компании, а также дочерних предприятиях «Газпрома». В отличие от дорогих автомобилей, закупки дочерней компании ручек из серебра в ОНФ комментировать не стали. Как рассказали «Известиям» в головном офисе «Газпрома», в компании ведется системная работа по оптимизации затрат. Создан механизм, позволяющий эффективно контролировать и управлять издержками. Наиболее крупные закупки дочерних компаний предварительно рассматриваются с «Газпромом», — добавили в монополии. По словам президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, корпоративы и расходы на сувенирную продукцию в госкомпаниях являются основными формами вывода денежных средств и раздувания бюджета. — Оценить расходы в этом сегменте сложно, так как нет как такового рынка. Плюс ко всему сувенирную продукцию можно дарить по любому случаю и размещение подобных тендеров носит сомнительный характер, — комментирует Абзалов. — Внутрикорпоративный стиль дорогостоящего центрального аппарата, который поддерживается, чтобы выкачивать дополнительные средства из региональных компаний, — это неправильно. По мнению эксперта, «Газпром» должен не только думать об экономии, но и в меньшей степени выступать раздражителем в СМИ, так как госкомпании в первую очередь ассоциируются с властью. — В некоторых случаях усилия, которые прикладываются, непропорциональны выхлопу, который получается от мероприятия или закупок, поэтому очевидно, что систему госзакупок в целом необходимо оптимизировать. В противном случае даже повышая эффективность производственной составляющей, выгода будет инвестироваться не в производство, а в расширение представительских расходов, — сказал Абзалов.