Пожалуй, нет в России закона, о котором так много говорили на всех уровнях, как о вступившем в силу 1 января 2014 года Федеральном законе № 44 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рациональное использование бюджетных средств – залог эффективности государственных программ как экономических, так и социальных. Станет ли с введением Закона контрактная система более действенной, более прозрачной? Как сделать механизм реализации нового закона более гибким и учесть лучшую практику регионов, наработанную в предыдущие годы? Найти ответы на эти и многие другие вопросы призван Десятый юбилейный всероссийский форум-выставка «ГОСЗАКАЗ-2014», на котором будут подведены первые итоги практического применения нового закона. Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» за десять лет существования зарекомендовал себя как крупнейшая диалоговая площадка специалистов органов государственной и муниципальной власти всех уровней и представителей деловых кругов, работающих на рынке государственных заказов. В сети Интернет действует проект «Интернет-форум», в рамках которого идет активное обсуждение вопросов внедрения и практики применения 44-ФЗ. В дискуссии участвуют как разработчики закона, так и представители бизнеса и общественности. За время функционирования проекта в обсуждении 250 тем приняло участие более 1 млн человек. Прозрачность системы госзакупок и ее эффективность, свободная конкуренция и рост числа участников торгов, выбор лучшего поставщика — такие задачи решают сегодня государство и общество. Мы представляем вам мнения ведущих экспертов в области госзакупок – участников форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Александр Бречалов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, куратор проекта ОНФ «За честные закупки»: – С 2014 года у нас улучшен доступ малых и средних предприятий к госзаказу: минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, увеличивается с 10 до 15%, введено «правило второй руки» – к реализации госконтрактов заказчики вправе привлекать в качестве соисполнителей субъектов малого предпринимательства, увеличена предельная начальная цена контракта для субъектов малого предпринимательства с 15 до 20 млн рублей. Объем закупок у малого бизнеса в 2014 году может вырасти до 1,2 трлн рублей. Потенциал огромен. Поэтому в наших ближайших планах – усилить работу по обучению госзакупкам, а также организовать на начавшем работу с 1 сентября 2013 года портале Общероссийского народного фронта «За честные закупки» особый раздел, посвященный обеспечению полноценного участия в госзаказе малого и среднего бизнеса и соблюдению установленного Федеральным законом 44-ФЗ обязательной квоты этого участия. При этом будет принята во внимание необходимость сочетать защиту интересов бизнеса с мерами по предотвращению проникновения в контрактную систему недобросовестных участников, ориентированных на так называемые «откаты», «отмывочные» схемы и иные финансовые аферы. Проект ОНФ «За честные закупки» является открытой сетью по борьбе с коррупцией в сфере госзаказа. Поэтому в первую очередь хотелось бы отметить те нововведения ФЗ-44, которые касаются усиления мер общественного контроля – одного из важнейших инструментов для обеспечения прозрачности контрактной системы. Обязательное общественное обсуждение закупок, на наш взгляд, эффективное новшество, позволяющее экспертам и людям, профессионально не связанным со сферой госзакупок, осуществлять общественный контроль заказов на этапах их планирования, размещения, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В наших планах – выйти с инициативой изменения данного законодательства таким образом, чтобы контроль можно было осуществлять еще и на конечной стадии – исполнения заказов. Андрей Садофьев, директор форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2014», вице-президент, председатель Комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства Межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей»: – Период споров и сомнений закончился: прошло уже два месяца, как госзакупки России регулирует новый закон ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одно из самых важных отличий ФЗ-44 от прежнего ФЗ-94 – увеличение разнообразия закупочных процедур. Закон о контрактной системе предусматривает четыре этапа закупочного цикла, первый из которых – прогнозирование потребности и планирование соответствующей закупки. Таким образом, впервые создается единая система, при которой должно четко прослеживаться целевое назначение закупок и их роль в решении стоящих перед государственными и муниципальными органами власти задач. Еще одним нововведением этого закона стало создание стройной системы контроля – многоэтапных и многоуровневых проверок всех закупочных процедур. И важным элементом этой системы является общественный контроль. Кроме того, закон предполагает создание единой информационной системы в сфере закупок. Общество рассчитывает, что новая система информатизации закупочного процесса не просто повысит гласность и прозрачность закупок, а позволит автоматически контролировать целый ряд закупочных процедур. Стоит отметить, что закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право требовать от победителей торгов приглашать на субподряд субъекты малого предпринимательства. Данное право является уникальным, и от того, как заказчики будут им пользоваться, зависит конечный результат поддержки государством малого бизнеса. Для достижения прозрачности госзакупок должна проводиться совместная работа государства, бизнеса и общества. Основные задачи – разработка условий и методик привлечения независимых экспертов, проверка результатов исполнения контракта, проведение общественного обсуждения закупок, оценка конкурсной документации, обеспечение эффективной двусторонней коммуникации, а также формирование системы независимой оценки. При соблюдении этих условий всем будет комфортно работать в сфере госзакупок. Лидия Никифорова, председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам»: – Развиваясь, система государственных закупок претерпевает изменения и становится все более многогранной и все более сложной. Она расширяет свою сферу деятельности. Новым законодательством введено понятие многоуровневого контроля, предполагающее создание соответствующих структур. Но очень важен и общественный контроль. Безусловно, общественное обсуждение значимых закупок, повышение открытости и прозрачности их проведения способствуют снижению уровня коррупции в госзаказе, прежде всего потому, что расширяется состав лиц, заинтересованных в эффективном размещении заказа и получении наилучшего результата. Он может выявить не только нарушения в прошедших госзаказах, но и предотвратить те коррупционные проявления, которые могут быть в сфере закупок. К общественному контролю, осуществляющему анализ закупок, привлекаются люди с профессиональными знаниями в различных областях, эксперты в области закупок, которые могут оценить различные нюансы процедуры, выявить ее слабые места и области возможных злоупотреблений. Виктор Степанов, генеральный директор ООО «РТС-тендер»: – Основная цель введения Контрактной системы – повышение эффективности, прозрачности госзакупок и снижение их коррупционной составляющей. С этой целью создатели ФЗ-44 и разработали различные новшества и изменения, которые должны помочь в осуществлении поставленной задачи, в том числе перевод всех процедур осуществления закупок в электронную форму. В рамках ФЗ-44 планируется принятие целого ряда важных подзаконных актов, направленных на развитие и совершенствование сферы госзаказа, и, когда контрактная система заработает в полную силу, госзакупки выйдут на новый уровень. Михаил Кузовлев, президент-председатель правления Банка Москвы, президент Московской торгово-промышленной палаты: – Мы возлагаем большие надежды на 44-ФЗ, который прямо предусматривает, что до 15% госзаказа должно размещаться для субъектов малого бизнеса, и вообще стимулирует государственных и муниципальных заказчиков на создание благоприятной среды для среднего и малого бизнеса. Сегодня у Банка Москвы есть уникальный продукт – «Центр финансового контроля», который напрямую связан с новым законодательством. Этот продукт был разработан нами еще для правительства Москвы – а теперь, со вступлением в силу 44-ФЗ, станет особенно актуальным, поскольку действительно повышает эффективность госзакупок. Эта система позволяет обеспечивать банковское сопровождение денежного потока участников закупочных процедур и осуществлять мониторинг и контроль со стороны заказчика за целевым использованием денежных средств в рамках исполнения контракта. С помощью продукта «Центр финансового контроля» заказчик может производить акцепт расходных платежей исполнителей контракта, устанавливать и контролировать смету расходных операций, а также формировать сводную отчетность о проведенных платежах. Сергей Тюрин, ТПП-Информ