Российские банки будут гораздо реже требовать от клиентов справку о доходах при получении кредитов. Минкомсвязи на сайте госуслуг ввело в эксплуатацию сервис по автоматическому предоставлению банкам информации об индивидуальном пенсионном счете клиента. Об этом «Известиям» рассказал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах. Информация предоставляется только с согласия заемщика и при его непосредственном участии: сформировав справку о состоянии счета в электронном виде, клиент через портал госуслуг перенаправляет ее в банк для подтверждения своих доходов. — Впервые в нашей стране коммерческий рынок использует результат госуслуги в электронном виде. Выписка из ПФР по страховым взносам формируется при использовании специального формата, гарантирующего подлинность данных, — отмечает Авербах. Как писали «Известия», механизм получения банками доступа к базам ПФР через портал госулуг был предложен Минкомсвязи в августе 2014 года на совещании в Центробанке. Рассматривался также вариант прямого подключения коммерческих банков к базе, но такой подход категорически не устроил Пенсионный фонд. В прошлом году ведомство провело пилотный проект по предоставлению услуги. — Если обратиться к опыту соседей по ЕАЭС, то в Казахстане, например, запрос банка (с согласия потенциального заемщика) в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) для подтверждения дохода заемщика является стандартной процедурой, сопровождающей процесс обращения клиента за кредитом. Более того, для всех программ POS-кредитования, беззалоговых кредитов наличными, кредитных карт информация из ЕНПФ является главным фактором, на основании которого местными банками принимается решение о выдаче кредита или отказе, — говорит начальник управления розничного кредитования АО «Тройка-Д Банк» Гульнара Фаттахетдинова. По мнению экспертов, скоро и в России такой сервис может стать основным способом подтверждения дохода заемщика при выдаче кредитов. — Мы видим интерес к данной информации со стороны клиентов, — говорит директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Роман Цивинюк. — Мы запустили такую услугу, она оказывается в пилотном режиме в двух московских отделениях. Сейчас Банк Москвы использует ее в качестве дополнительного источника проверки. Возможно, в будущем, информация из ПФР станет основным способом подтверждения доходов заемщика. К тому времени банки смогут адаптировать свои информационные системы и удостовериться в надежности такой информации как инструмента оценки платежеспособности. В Центробанке также одобряют новый сервис портала госуслуг. — ЦБ поддерживает доступ кредитных организаций к информации этих ведомств, это позволяет банкам лучше оценивать кредитные риски, — заявил официальный представитель регулятора. Впрочем, хотя услуга только-только запущена, розничные банки уже предлагают ее усовершенствовать. — Чем больше у банков объективной информации о доходах потенциального заемщика, тем точнее банк может рассчитать по нему риск и тем ниже будет кредитная ставка, которую банк сможет предложить потенциальному клиенту, — отмечает директор по коммуникациям ТКС-банка Дарья Ермолина. — В настоящий момент мы работаем над тем, как упростить для клиента процесс запроса и отправки информации из ПФР в банк через сайт госуслуг. Пока клиент, зарегистрированный банком на сайте госуслуг, может самостоятельно по e-mail отправить в банк информацию о своем пенсионном счете. Мы предлагаем упростить эту цепочку: банк самостоятельно с разрешения клиента делает запрос о клиенте, который был зарегистрирован на госуслугах самостоятельно или банком. Клиент получает SMS с просьбой подтвердить свое согласие на предоставление выписки — и USSD-командой или ответом на SMS подтверждает свое согласие. Такой механизм упростит процедуру как для банков, так и для клиентов. Банки несколько лет добивались доступа к официальным налоговым данным россиян. Однако, по словам участников рынка, до сих пор это удалось сделать только двум госбанкам: Сбербанку и ВТБ24. — Частные розничные банки надеются, что после запуска и успешной работы данной схемы получения информации о состоянии пенсионных счетов клиентов госбанки будут также использовать только эту схему, — говорит топ-менеджер одного из крупнейших розничных банков. — На протяжении уже нескольких лет госбанки могут получать информацию о потенциальных заемщиках напрямую из базы данных ПФР по более упрощенной процедуре, тем самым получая конкурентные преимущества перед остальными игроками рынка потребкредитования.
Практически у каждого крупного банка сейчас есть 100% возможность определить недобросовестного заемщика. Вопрос в статистике и стоимости проверки. Если знать на какую сумму подать клиента, в какое время, с какими документами, то вероятность проскочить остается. Поэтому мы и некоторые другие делаем не только пробив, но и скоринг перед подачей в банк, чтобы заранее знать, как подать клиента, чтобы он не попал в зону риска, соответственно, избежал проверки по пунктам, которые обойти никак нельзя.
В чём здесь могут быть плюсы для нас, помимо скоринга, как это можно обыграть? Если кто может дать внятный ответ, прошу в ЛС, минусы тоже интересны.
На подобные послания мне всегда хочется ответить - А кофе вам в ЛС не подать вместе с "внятным" ответом? - ))
В каком виде банки видят данные отчисления? Как я понимаю, исключительно в виде суммы на счету клиента? Или все же помесячно перечисления?
Это всё ботва. Все прекрасно понимают что зряплаты серые. Какой толк в том что банк увидит регулярные поступления по три копейки в месяц ? Просто подтверждение того что есть какой то доход ?
толк в том, что не только видят, но еще и при тебе распечатают от какой компании отчисления. соответственно, подать клиента с другой работой уже нельзя. здесь дело не сумме отчислений а от кого они идут.