Если жители Крыма, оставившие свои средства на сбережение в банке, волнуются, получат ли они их обратно, то сами банки оказались в такой же ситуации со своими заемщиками. Удастся ли банкам вернуть одолженное? В финучреждениях утверждают, что использование и порядок погашения кредитных средств регламентируется договором с банком, и данные условия действуют независимо от того, гражданином какой страны является заемщик. А за длительное отсутствие платежей в банках грозятся передать дело в суд. «Против заемщика может быть возбуждено уголовное дело по ст. 190 УК Украины «Мошенничество» — завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием. Санкция по ст. 190 Уголовного кодекса Украины предусматривает наказание в виде крупного штрафа или исправительных работ на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет», — проинформировала нас менеджер ПриватБанка Алина Кащенко. Но действительно ли у банков не возникнет проблем с погашением кредитных средств в случае отделения АР Крым от Украины? Портал Banki.ua решил узнать мнение экспертов. Координатор Комитета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Инна Богатых: Проблема с выходом Крыма из состава Украины и его включением в состав Российской Федерации прямо не повлияет на процесс взыскания задолженности по кредитам, поскольку вопрос исполнения судебных решений (принятых судами Украины) за рубежом, в том числе и на территории России, урегулирован рядом международных договоров и конвенций. В частности: — Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданских, семейных и уголовных делах, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г. Кроме Украины участниками настоящей Конвенции республики Азербайджан, Беларусь, Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Кыргызская Республика и Российская Федерация. — Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в г. Киеве 20 марта 1992 г. К участникам настоящего Соглашения относятся республики Беларусь, Армения, Таджикистан,Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Российская Федерация и Украина. Если кратко: решение украинского суда (требующее принудительного исполнения) проходит процедуру «легализации» на территории России и далее выполняется по законодательству Российской Федерации. Поэтому, при отсутствии мошеннических действий со стороны недобросовестных заемщиков, порядок взыскания долга в том числе и с должников, которые находятся за пределами Украины, хотя и усложненный, но достаточно регламентирован в настоящее время. Вместе с тем, вызывает тревогу тот факт, что определенный промежуток времени на территории Крыма отсутствуют реестры относительно прав собственности на имущество и их отягощений. Именно эти обстоятельства могут стать причиной незаконного вывода имущества из-под залога или ипотеки банков и его отчуждения в пользу третьих лиц. Вместе с тем, банковские учреждения готовятся жестко реагировать на подобные случаи путем привлечения к уголовной ответственности лиц, которые будут причастны к совершению таких преступлений. Речь идет не только о недобросовестных заемщиках, но и о нотариусах, регистраторах и других должностных лиц, которые своими незаконными действиями приведут к причинению убытков банкам. Член Комитета НАБУ по вопросам защиты прав кредиторов Денис Крицкий: Прежде чем отвечать на вопросы, хочу акцентировать внимание, что в соответствии со статьей 133 Конституции Украины, — систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано — Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь. Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины. Статьей 73 Конституции Украины установлено, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. Поэтому вопрос так называемого «выхода» АР Крым из состава, в соответствии с Конституцией Украины, Уставом Организации Объединенных Наций является незаконным, и противоречащим нормам национального и международного права, и де-юре, АР Крым является частью Украины на которую распространяется юрисдикция украинского законодательства. Учитывая вышеизложенное: — Смогут ли банки, в случае выхода АР Крым из состава Украины, требовать у своих должников, проживающих на полуострове, выполнения кредитных обязательств? На мой взгляд, на сегодняшний день, если заемщики банковских учреждений не имеют просроченной задолженности, то в банковских учреждений нет законных оснований требовать досрочного исполнения обязательств. Более того, если даже мы представим ситуацию, что АР Крым стала субъектом Российской Федерации, это ни коим образом не влияет на заключенные договоры, поскольку в данном случае изменяется резидентность заемщика. Поэтому правоотношения и дальше продолжают действовать, несмотря на вышеупомянутые изменения. Так, украинские банковские учреждения имеют право требовать у своих заемщиков требовать возврата долгов, исходя из принципа общих норм национального и международного права. Безусловно, существуют и практические аспекты, которые являются более важными, поскольку для практической реализации банковским учреждением своих прав по возврату предоставленных кредитов, наше национальное законодательство должно быть адаптировано под существующие, к сожалению, горькие реалии. — Какими нормативно — правовыми актами этот процесс будет регулироваться? Нужно понимать, что Верховная Рада Украины, и органы исполнительной и судебной власти должны максимально быстро разработать целый ряд мер, направленных на законодательное регулирование той ситуации, которая сложилась с АР Крым. Безусловно, это и подсудность дел, которые будут рассматриваться судами, по спорам, которые так или иначе связаны с АР Крым, и вопрос нотариата, защиты права частной и государственной собственности, правоохранительной системы, защиты прав потребителей и кредиторов, административного и уголовного судопроизводства, гражданские правоотношения и т. п. Такие изменения требуют внесения соответствующих изменений к большому количеству кодексов, законов и подзаконных нормативно — правовых актов. На мой взгляд, в данном случае правильным выходом будет создание специального закона — единого нормативного документа, который будет ограничен в действии во времени, и который будет регулировать комплекс вопросов, которые были озвучены выше. Только совместная и слаженная работа всех органов и банковского сектора сможет обеспечить своевременное и правильное реагирование на эти события.