Компания «Мини-займ Экспресс», прославившаяся скандалом с выдачей займов через «Почту России», сворачивает свой нерентабельный бизнес. Теперь она будет работать над накопленной просрочкой. Нерентабельные микрофинансовые организации (МФО) уходили с рынка и раньше, однако случай с известным игроком эксперты считают прецедентным и прогнозируют усиление тенденции. О том, что компания «Мини-займ Экспресс», выдававшая займы через отделения «Почты России», сворачивает свою основную деятельность на рынке микрофинансирования, рассказал «Ъ» ее гендиректор Сергей Сапаров. «С 1 января мы уже перестали выдавать займы через «Почту России», это связано с реорганизацией бизнеса — принято решение приостановить выдачу займов и сконцентрироваться на работе с накопленной просроченной задолженностью»,— пояснил господин Сапаров, отказавшись раскрыть объем просрочки и ее долю в портфеле микрозаймов. Представители владельцев от комментариев по данной теме отказались. По данным «Спарк», компания в равных долях (по 50%) принадлежит Юрию Глоцеру (генеральный продюсер «БФГ-Медиа Продакшн», вместе с супругой владеет около 45% банка «БФГ-Кредит») и кипрской компании «Блазонен Лимитед». МФО «Мини-займ Экспресс» получила известность на рынке в феврале 2012 года из-за скандала с выдачей микрозаймов пенсионерам под ставки до 2800% годовых через «Почту России». Резонансная ситуация привлекла внимание тогда еще помощника президента Аркадия Дворковича, а регулятор микрофинансового рынка — на тот момент Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — инициировала проверку этой МФО «на соответствие деятельности российскому законодательству». Результаты ее не обнародованы. Получить комментариев по этому вопросу в ЦБ, с сентября регулирующем рынок МФО, не удалось. Однако, по словам Сергея Сапарова, «шумиха» была неоправданной — ставки, которые пугали год назад, сейчас едва ли не норма для рынка. Впрочем, роковым для компании стало вовсе не повышенное внимание со стороны регулятора, а снижение рентабельности бизнеса из-за ухудшения качества портфеля микрозаймов. «Сейчас перед нами стоит задача по работе с просрочкой. Бизнес в существующем виде прибыли не приносит — люди закредитованы, просрочка растет, законодательство ужесточается, и легально работать достаточно дорого»,— указывает господин Сапаров. По его подсчетам, для сохранения прибыльности бизнеса уровень 30-дневной просрочки с учетом расходов на привлечение клиентов, обработку заявки, запрос в БКИ, SMS-информирование и комиссии посредника не должен превышать 15—20%. Похожую оценку делают и в компании «Мигкредит». Там критический уровень 30-дневной просрочки, который ставит под вопрос рентабельность бизнеса со стандартной моделью коротких займов до зарплаты (под 2% в день), оценивают в 30% и более. Хотя в МФО «Деньги напрокат» считают критическими 10—12%. Исход с микрофинансового рынка компаний, не сумевших справиться с ростом просрочки и сохранить рентабельность, начался еще с конца 2012 года, однако до сих пор речь шла в основном лишь о небольших региональных компаниях, отмечают эксперты. По данным ЦБ, за два с половиной года из реестра МФО выбыло более 700 компаний. «В 2012 году многие агрессивно росли, не думая о рисках, хотя этот бизнес зависит в первую очередь от качества портфеля и постоянного фондирования»,— отмечает замгендиректора по развитию бизнеса компании «Мигкредит» Динара Юнусова. По словам исполнительного директора «Деньги напрокат» Расима Исмаилова, сворачивание деятельности известного рынку игрока станет прецедентным. «После вступления в силу требований закона «О потребительском кредите (займе)», когда ставки МФО будут ограничены, тенденция проявится в полную силу, так как сохранять рентабельность при сниженных ставках станет сложнее»,— заключает он.