Скрыть объявление
Для безопасных сделок с продавцами рекомендуем пользоваться Гарант сервисом

Незавидное наследство Януковича: грозит ли Украине дефолт

Тема в разделе "Полезные статьи банковской тематики", создана пользователем Administrator, 8/3/14.

  1. Administrator

    Administrator Очень активный ползователь
    Администратор Модератор

    Сообщения:
    4.205
    Симпатии:
    802
    «Мы будем правительством камикадзе, самоубийств», — любит повторять новый премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он уже отказался баллотироваться в президенты на назначенных на май 2014 года выборах и, в отличие от большинства своих предшественников на посту, не сулит избирателям «хорошей жизни и быстро». «Я не тот парень, который пообещает вам все что угодно», — говорит премьер. Что он обещает — так это предпринять очень жесткие меры для стабилизации украинской экономики.

    Другого выхода у Яценюка, по сути, нет. За последние месяцы на Украину свалились все возможные экономические проблемы, которые только можно придумать. В конце февраля три крупнейших рейтинговых агентства мира снизили рейтинги страны до преддефолтного, назвав угрозу дефолта существенной.

    Что происходит с экономикой Украины, и насколько велики риски того, что она не расплатится по своим долгам?

    Полный пакет неприятностей

    Первые решения нового министра финансов Украины Александра Шлапака повергли в уныние многих украинских госслужащих. Сначала он поручил на треть сократить автопарк центральных ведомств страны, чтобы за счет распродажи машин пополнить государственную казну. Потом — с той же целью — дал задание инвентаризировать все непрофильные активы кабинета министров — госдачи, пансионаты и т. д.

    Это, конечно, популизм. Но есть в действиях Шлапака и здравое зерно. Министерству финансов нужно срочно найти возможность урезать расходы бюджета — денег в нем попросту нет.

    Критическая ситуация сложилась еще в 2013 году. Три года подряд правительство Украины принимало сверхоптимистичные финансовые планы. В результате в 2012 году доходная часть бюджета была выполнена лишь на 90,3% от плана, в 2013-м — на 93,8%. С учетом дефицита Пенсионного фонда и нефтегазовой монополии НАК «Нафтогаз» (которую правительство в официальный дефицит не включает), в прошлом году дефицит госбюджета, по оценкам инвестиционного банка JP Morgan, составлял уже 8,7% ВВП.

    С начала 2014 года ситуация повторяется. В январе-феврале в казну собрали на 9,7% меньше, чем было запланировано. «По моим оценкам, урезать бюджет нужно будет на 65—80 млрд гривен», — говорит Яценюк. Это 14—17% от официальной расходной части.

    Почему? Бизнес-активность в стране — в коматозном состоянии (индекс инвестпривлекательности, который рассчитывает Европейская бизнес-ассоциация Украины, к декабрю 2013 года упал до худшего за пять лет показателя, Украина — на 155-м из 165 мест в рейтинге государств по уровню их экономической свободы, между Гаити и Лесото), промпроизводство падает с июня 2012 года. Из-за революции и снижения расходов населения падает и импорт. Как результат, сокращаются все ключевые поступления в бюджет: налог на прибыль, НДС и таможенные платежи.

    И особых надежд на оживление экономики — а значит, и повышение доходов бюджета — нет. По прогнозам JP Morgan, в нынешнем году ВВП Украины сократится еще на 3,2%.

    Но даже это не полный список проблем экономики Украины.

    Золотовалютные резервы Национального банка Украины (НБУ) также предельно истощены. Последние несколько лет правительство всеми силами старалось удерживать гривну стабильной, потратив с пикового значения в мае 2011 года больше 60% своих запасов. В феврале, по оценке главы НБУ, они составляли лишь $15 млрд — этого не хватит и на два месяца импорта. Но курсу гривны в итоге не помогли и усилия кабмина. Если в начале января доллар на межбанковском рынке можно было купить за 8,22 гривны, на «дне» падения украинской валюты, то 27 февраля он торговался уже по 11,1 гривны (правда, после стабилизации обстановки вновь подешевел — до 9,25 гривны).

    Дефицит текущего счета платежного баланса в 2013 году, по оценке JP Morgan, составил рекордные 9,2% ВВП. Вместе с повышенным спросом населения на валюту, это усиливает давление на резервы.

    Другими словами, казна пуста, денег на выплату долгов — нет. А они, между тем, огромны.

    Чтобы рассчитаться по долгам в валюте, в 2014 году министерству финансов и украинскому Нацбанку, по оценке инвесткомпании Dragon Capital, необходимо $9,8 млрд.

    $3,7 млрд Минфин и НБУ должны вернуть МВФ в течение года (выплаты практически ежемесячные), еще $1 млрд — в июне заплатить по старому кредиту российского ВТБ. К тому же, в сентябре наступает срок погашения по евробондам «Нафтогаза» — это еще $1,6 млрд. Доходы нефтегазовой монополии поступают в гривнах, и чтобы заплатить по своим долгам, «Нафтогазу» придется выкупить на рынке или у НБУ валюты на ту же сумму.

    С учетом огромного дефицита торговли, потребность Украины во внешнем финансировании, по оценкам Standard&Poor’s, уже в 2,5 раза (156%) превышает ее поступления по счету текущих операций и доступные резервы.

    В конце прошлого года надежду на то, что Украина расплатится по кредитам, дал договор экс-президента Виктора Януковича с Россией. Кредит в размере $15 млрд, обещанный Москвой, и существенная скидка на газ должны были на год отстрочить наступление кризиса в госфинансах. Но после начала волнений в украинской столице предоставление новых траншей кредита Москва заморозила, а когда на улицах Киева начались полномасштабные бои, у инвесторов в украинские госбумаги окончательно сдали нервы.

    19 февраля — на следующий день после того как жертвы столкновений в украинской столице стали массовыми — короткие суверенные украинские бонды с погашением в июне 2014 года торговались с доходностью 33,9% годовых (при том что по бумагам с более длинным периодом погашения доходность была ниже). «Если финансовая помощь со стороны России будет меньше обещанной, мы ожидаем дефолта правительства Украины по обязательствам в иностранной валюте», — сообщили 21 февраля в Standard&Poor’s. В этот день агентство понизило долгосрочный рейтинг страны по обязательствам в инвалюте с ССС+ до ССС. В начале марта президент России Владимир Путин лишь подлил масла в огонь, дав понять, что и скидки на газ у Киева больше не будет.

    Твердые намерения

    Экономисты итальянского банка UniCredit Bank (владеет в Украине 6-м по размеру активов Укрсоцбанком) ожидают, что даже с учетом всех перечисленных рисков, дефолта не будет. «Мы считаем минимальной вероятность такого развития событий, поскольку валютных резервов страны по-прежнему достаточно для удовлетворения прямых государственных иностранных обязательств в 2014 году», — говорится в недавнем сообщении банка.

    Но главный фактор не этот. После смены власти в Украине, ей наперебой стали обещать помощь страны Запада. Президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу заявил, что ЕС готов предоставить Киеву помощь в размере €11 млрд в течение нескольких лет. Государственный секретарь США Джон Керри заявил, что Вашингтон предлагает Киеву $1 млрд в виде кредитных гарантий. В украинскую столицу для возобновления переговоров по новому кредитному соглашению приехала миссия МВФ. Страна надеется получить от фонда $15 млрд.

    «Это правительство выполнит все условия Международного валютного фонда, которые он выдвигает. Просто потому, что у нас нет другого выбора», — говорит Яценюк.

    Условия не из приятных, к тому же они почти не меняются последние четыре года. К примеру, МВФ настоятельно рекомендует повысить до экономически обоснованного уровня тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (сейчас они покрывают лишь 50—70% себестоимости услуг). Или повысить цены на газ в два раза — и тоже для населения, поскольку бизнес в Украине и так давно платит его рыночную цену. Среди других советов фонда — сокращение дефицита бюджета, для чего нужно заморозить рост социальных расходов и трат на госаппарат.

    Новое правительство показывает, что готово выполнять эти условия — ведь они, безусловно, сейчас полезны для Украины. И сокращение автопарка центральной власти, по-видимому, должно подтвердить решительность намерений.

    В ответ на такой поток обещаний со стороны западных доноров, рынки быстро пришли в чувство после рекордных уровней прошлых недель. Ставки по еврооблигациям с погашением в 2015—2021 годах опустились до 10,3—14,4% годовых; доходность евробондов с погашением в 2022 году — ниже 10%.

    Если диалог с МВФ будет продолжаться, и инвесторы будут спокойны, и Украина сможет попытать счастья и на внешнем рынке, размещая евробонды.

    Правда, процедуры МВФ не быстрые, и даже в случае конструктивного диалога, денег придется ждать, по меньшей мере, месяц-полтора. Новый министр экономического развития и торговли Павел Шеремета считает, что первый транш фонда Украина может получить не раньше апреля. Но зато часть этих займов, очевидно, придет в виде двусторонних кредитов, а значит, и период их погашения может быть значительно дольше, чем у помощи МВФ, считают в пятом по размеру активов в стране Райффайзен Банке Аваль.

    К тому же, Национальный банк держит руку на пульсе: его новый глава Степан Кубив уже заявил, что больше не будет тратить резервы на поддержание курса гривны. А на выплату всех кредитов резервов Нацбанка, если что, хватит. «С учетом относительно легкого расписания погашений на ближайшие месяцы, мы думаем, что, несмотря на текущую неуверенность, Украина будет в состоянии обслуживать свой государственный долг», — написали в своем отчете 3 марта экономисты Morgan Stanley.

    Хотя ко всем прогнозам сейчас украинские экономисты обязательно добавляют: «если не будет очередной революции или войны». «Мы считаем, что прямой реструктуризации государственного долга сейчас не будет. Но прогнозировать, что может случиться, сейчас крайне тяжело, — написал в отчете 4 марта начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб. — В теории, сейчас в Украине возможно все, в том числе, эскалация прямого конфликта между Россией и Украиной».
     

Поделиться этой страницей