Банкам могут разрешить узнавать информацию о владельце номера телефона, запрашивая данные у операторов связи. Это делается для того, чтобы защитить граждан от СМС-рассылок, звонков коллекторов и кражи денег со счета, пишут «Известия». С предложением допустить кредитные организации к абонентской базе сотовых компаний выступила подгруппа «Интернет + финансы» рабочей группы при администрации президента. По их мнению, необходимо разработать закон, который обяжет операторов связи выдавать кредитным организациям информацию о смене абонентом сим-карты в режиме реального времени. Заемщики, просрочившие выплату по кредиту, часто меняют номер телефона, выбрасывая прежнюю сим-карту. После того как номер не был использован на протяжении от трех до шести месяцев, сим-карта перевыпускается и поступает в открытую продажу. В результате агентства по взысканию долгов часто предъявляют претензии уже новому владельцу номера, отправляя ему СМС или упорно дозваниваясь. Защитить граждан от таких неожиданностей должен новый закон, полагают авторы проекта. «Развитие современных технологий заставляет нас совершенствовать законодательство — банку нужно получить данные по статусу клиента от оператора сотовой связи для своевременного предотвращения мошенничества», — пояснила заместитель директора Института развития Интернета и член подгруппы «Интернет + финансы» Екатерина Лобанова. По ее словам, это может быть информация о смене сим-карты, о наличии блокировки, геоположении устройства. В рамках действующего законодательства Роскомнадзор запрещает разглашать эти данные. Лобанова полагает, что такие услуги надо оказывать на основании прямых договоров: банк — оператор связи, без посредников. Исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова рассказала, что новый закон должен будет защитить не только банки от трат на звонки или СМС, но и самих пользователей от кражи денег. По ее словам, был случай, когда мошенники пришли к оператору связи и по доверенности от владельца номера перевели его на себя. Завладев номером, они получили доступ к платежным инструментам прежнего владельца и украли более 1 млн рублей. «Если бы у банков и операторов связи было налажено взаимодействие в режиме онлайн, то при смене владельца банк бы получил информацию о том, что владелец был сменен, и заблокировал бы операции», — считает Мария Михайлова. По ее мнению, нет необходимости законодательно обязывать операторов связи предоставлять такие данные банкам, так как участники рынка сами смогут договориться. В Роскомнадзоре между тем заявили, что не поддерживают идею допуска банков к данным абонента, так как это нарушает тайну связи. «Мы предложили альтернативу, при которой данные абонента хранятся у оператора связи, но банки в своих запросах могут задавать вопросы, операторы будут отвечать, была смена владельца номера или нет», — отметил официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. По его словам, операторы сейчас этот вопрос прорабатывают.