«Почта России» готова до конца текущего года купить банк, который будет выдавать кредиты населению. Об этом в пятницу, 14 февраля, сообщил директор департамента отраслевых проектов Минкомсвязи Алексей Доронкин, выступая на заседании комитета по финансовым рынкам Госдумы. Находящийся «в критическом состоянии», как сказано в проекте стратегии развития ФГУП, национальный почтовый оператор решил создать Почтовый банк, который будет оказывать кредитные услуги и принимать депозиты. По мнению авторов стратегии, «Почта России» может уже до конца 2014 года приобрести организацию с банковской лицензией. В этом случае с 2018 года более половины прибыли оператора будет формироваться за счет банковских услуг. Основные проблемы «Почты России» хорошо известны. Это изношенная инфраструктура, неэффективные процессы, низкий уровень заработной платы и квалификации работников. Авторы стратегии предлагают провести «масштабную трансформацию» из «субсидируемого почтового оператора» в «самоокупаемый почтовый бизнес» по примеру национальных почтовых операторов других стран, таких, как Deutsche Post (Германия), PostNL (Нидерланды), La Poste (Франция) и Poste Italiane (Италия). Трансформация западных компаний занимала 10—18 лет, но «Почта России» рассчитывает уложиться в пять лет. Главные направления преобразований — повышение качества услуг, модернизация логистики, акционирование (в 2014 году), создание Почтового банка и развитие банковских услуг, а также предоставление госуслуг. Чтобы понять, насколько реалистичны эти планы, мы опросили наших экспертов. Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система», советник министра экономического развития РФ: «Почту России» пытали «поженить» с банком достаточно давно и неоднократно. Были и разные кандидаты, и разные команды. Но идея, к сожалению, полноценного проекта с банком не получилось. — Впервые о создании Почтового банка заговорили еще в 2007 году. После кризиса предполагалось, что ВЭБ создаст крупнейший розничный банк в России на базе санированного им «Связь-банка» и ФГУП «Почта России» с привлечением частного инвестора. Но дальше написания бизнес-плана дело не пошло. Почему к аналогичной идее вернулись именно сейчас? — Сегодня можно купить банк недорого. Но все равно, придется вложить огромные усилия и существенные средства, чтобы этот банк начал приносить прибыль в рамках «Почты России». Это будет очень тяжело сделать, учитывая, что основное достоинство, — и одновременно главный недостаток «Почты» — большое количество отделений. Разветвленная сеть филиалов не всегда рентабельна. Есть еще важный момент. В последнее время доходность банковского бизнеса, мягко говоря, не росла, а если быть прямолинейным — снижалась, несмотря на бум кредитования. Зарабатывать деньги банкам стало непросто. — Вы считаете, Почтовый банк реально сделать рентабельным? — Будет удивительно, если «Почта России», которая сама не может зарабатывать деньги, найдет средства на то, чтобы купить банк, докапитализировать его, сделать все дешево, чтобы новый банк был конкурентоспособен на рынке, и добиться его эффективной работы. Боюсь, что это вызовы, на которые «Почте России» тяжело дать ответ. По крайней мере, в лучшие времена, с лучшим экономическим прогнозом в отношении финансовых услуг и финансового сектора, сделать это не получилось. Я не вижу причин, по которым это должно получиться сейчас. Конечно, «Почта» может купить банк, но что ей удастся сделать его прибыльным — я не уверен. — Комитет Госдумы по финансовым рынкам не поддерживает оказание «Почтой России» посреднических финансовых услуг. «В целом мы поддерживаем этот законопроект, потому что реорганизация нужна. Но именно к тому, какие функции «Почта России» собирается взять, у нас есть вопросы. У нас 26 тысяч ломбардов и 16 тысяч микрофинансовых организаций. Зачем нам нужна почта в виде финансового посредника?» — заявила глава комитета Наталья Бурыкина. Какие вопросы вызывает «банковская» трансформация национального оператора? — Надо понимать: мы, возможно, входим в полосу стагнации или рецессии. Она будет сопровождаться дополнительными проблемами и в банковском секторе. Поэтому выдавать много кредитов, осуществлять много каких-то других банковских операций, возможно, будет непросто. Не говоря о том, что в секторе останется большое количество конкурентов, которые станут бороться за выживание, и поэтому придется предоставлять банковские продукты лучше, чем другие. В этих условиях развитая филиальная сеть — палка о двух концах. Она может помочь, но ее дорого содержать. В России давно были бы банки с сопоставимым количеством отделений, если бы это было рентабельно. Но такой банк только один, да и тот — наследие Советского Союза. Замечу: у «Сбербанка» отделений все же в разы меньше, чем у «Почты России». Поэтому я критически отношусь к этой идее. В нынешних условиях — как в экономике, так и в финансовом секторе — с учетом, что происходит с рентабельностью банковского бизнеса и банковской сферы вообще, я в эту идею не верю. — Но «Сбербанк» рентабелен, разве нет? — Даже «Сбербанк» неявно государством поддерживается. Поэтому вполне может получиться, что «Почта России» купит банк, и будет оказывать банковские услуги, но они будут убыточными. Этот вариант видится мне достаточно правдоподобным. В этом случае получится такой большой социальный банк. Но тогда возникает вопрос: зачем в стране два больших социальных банк, и что делать со «Сбербанком»? Социальный банк такого масштаба нужен только один. Я соглашусь, что, возможно, естественнее его было бы делать в рамках «Почты России» — если мы хотим видеть банк, выполняющий основные функции в любом уголке Российской Федерации. Но, боюсь, большой прибыли эта затея приносить не может… Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: Руководство страны поставило перед новыми топ-менеджерами «Почты России» задачу существенно повысить эффективность этой структуры. В ней много чисто почтовых проблем, связанных с отправкой корреспонденций и посылок, с интеграцией этих потоков с онлайн-торговлей. Тем не менее, есть стратегия развития, она обсуждалась на правительстве, и постоянно корректируется. Можно сказать, «дорожная карта» трансформации национального оператора существует, и с точки зрения традиционных услуг, которые почта всегда оказывала, вполне реалистична. Часть этой стратегии направлена на то, чтобы превратить «Почту России» в нечто конкурентоспособное за счет оказания финансовых услуг населению. Как раз этот раздел связан с идеей включить в структуру «Почты России» кредитную организацию или финансовый институт, который имел бы банковскую лицензию на открытие депозитов, прием вкладов, на выдачу кредитов, в том числе микрокредитов, на потребительское кредитование. На мой взгляд, это правильный шаг. Во многих ведущих странах мира почты давно не являются институтами связи в чистом виде. Они предоставляют комплекс услуг, в котором непременно есть и финансовые. Посмотрим, как это получится у нас. По крайней мере, у руководства «Почты России» эта идея остается в качестве рабочей. — Как выглядит текущая ситуация, в которой начинается реорганизация «Почты России»? — Насколько я понимаю, ситуация описывается несколькими тезисами. Первый — «Почта России» хотела бы осуществлять банковскую деятельность, потому что такова мировая практика самых продвинутых почтовых служб, они этим занимаются и зарабатывают достаточно неплохо. Тем более, в России определенная прослойка населения — особенно люди старшего возраста — сохраняют доверие именно к почте, и если почтовые отделения будут выполнять роль отделений «Сбербанка», дело может неплохо пойти. Кроме того, в России есть достаточное количество малых городов и населенных пунктов, в которых отделений «Сбербанка» нет, а почтовая связь существует. Было бы логично — с точки зрения продвижения финансовых услуг населению — придать «Почте России» банковские функции. Но сделать это надо так, чтобы почтовые отделения не конкурировали с имеющимися банковскими, а дополняли их, и покрывали сетью финансовых услуг всю территорию страны. Второй тезис — «Почта» собирается все это делать в тесной координации с Центробанком. Известно, что идея о включении в структуру оператора кредитной организации постоянно обсуждается с Банком России, и ничего без одобрения регулятора «Почта России» в этом направлении делать не будет. Третий — в самом Центробанке нет окончательного видения, как придать «Почте России» банковские функции. Основанных вариантов два. Либо постепенно выращивать при почтовых отделениях этот комплекс услуг, смотреть, как под него создается инфраструктура, и потом предоставить какой-либо дочерней компании «Почты России» банковскую лицензию, либо покупать банк по рыночной цене. Какой вариант предпочесть, пока неочевидно. В том числе, с учетом обстоятельств в самой банковской системе. Еще далеко не закончена ее зачистка Центробанком, и потому цена банков сильно гуляет. В самом банковском секторе тоже достаточно проблем, в том числе у тех организаций, которые занимаются оказанием финансовых услуг населению. Наконец, еще одна проблема заключается в том, что в секторах наиболее востребованных у населения услуг — банковских депозитов и микрокредитов — «Почте России» придется столкнуться с серьезной конкуренцией. — Какие шаги со стороны «Почты России» мы увидим в ближайшее время? — Думаю, национальному оператору предстоит провести серьезный мониторинг рынка финансовых услуг, чтобы понять, какие позиции на нем сегодня наиболее востребованы. А просто сказать, что мы хотим создать банк, и будем оказывать финансовые услуги — это немного самонадеянно. Работа предстоит тяжелая и скрупулезная, чтобы найти окончательное решение, потребуется полтора-два года. Тем не менее, сам замысел не вызывает идиосинкразии. Если все выстроить по уму и корректно, не вызывая межбанковскую конкуренцию, я не исключаю, что проект может быть реализован.