Падение продаж автомобилей сказалось и на кредитным рынке. Если бы не перезапуск программы льготного автокредитования, банкирам пришлось бы констатировать резкое замедление выдачи займов. Сейчас ситуация на рынке автокредитования конкурентная: госпрограмма вернула на него небольших игроков. «В целом рынок продаж автомобилей в текущем году несколько замедлил темпы своего роста, ― рассказывает старший вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев. ― Однако программа льготного автокредитования, запущенная Минпромторгом в июле, сократила это замедление с возможных 10 до 5%». По его словам, в сентябре продажи автомобилей на российском рынке начали даже немного расти в основном за счет госпрограммы, которая, по мнению г-на Токарева, явилась основным драйвером роста как рынка продаж в целом, так и рынка автокредитования. Новая льготная госпрограмма автокредитования была запущена в июле текущего года и продлится до 1 апреля 2014 года. Согласно условиям государство оплачивает большую часть процентной ставки для заемщика при покупке нового российского или иностранного автомобиля стоимостью до 750 тыс. руб. Сумма возмещения составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России, экономия составляет примерно 5,5 процентных пункта от рыночных ставок. В программе принимают участие более 80 российских кредитных организаций, в числе которых Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Росбанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, Газпромбанк и многие другие. Банкиры отмечают, что более 50% рынка автокредитования контролирует топ-5 российских кредитных организаций, работающих на розничном рынке, однако с запуском госпрограммы на него вернулись и небольшие игроки. Все это позволяет оценивать ситуацию как конкурентную, несмотря на повсеместное снижение продаж автомобилей, коснувшееся не только России. По словам Алексея Токарева, средняя процентная ставка по рыночным автокредитам в рублях сегодня составляет примерно 14,6% годовых и каким-либо сильным колебаниям в текущем году она не была подвержена. «Однако сегодня процентная ставка не тот фактор, который влияет на решение человека взять автокредит, ― подчеркивает он. ― В первую очередь люди обращают внимание на цену самого автомобиля». По оценкам экспертов, средняя стоимость автомобилей в России в первой половине 2013 года выросла на 3%. Интерес к недорогим авто подтверждается и ростом на рынке предложений о продаже в кредит подержанных машин — их доля в этом году выросла с 10 до 12%. Это объясняется тем, что на рынке автокредитования более активными стали банки, работающие с так называемым subprime-сегментом клиентов, многие из которых приобретают именно подержанные авто. Ставки по займам на подержанные машины, кстати, несколько выше и составляют от 16% годовых. Современные крупные банки, которые по итогам первого полугодия текущего года вошли в топ-10 рейтинга РБК «Самые автокредитные банки», выдают сегодня займы на покупку новых авто в рублях по ставкам до 16% годовых на срок до 5―7 лет и на максимальную сумму 5―6,5 млн руб. Первоначальный взнос составляет 0―20% от стоимости машины, заявка на получение кредита рассматривается достаточно быстро — от получаса до двух дней. Банкиры указывают, что вряд ли в конце этого года и начале будущего как-то кардинально вырастет уровень среднерыночной процентной ставки по кредитам, однако могут повыситься цены на автомобили особенно иностранного производства. Это может быть связано с прогнозируемым дальнейшим снижением курса рубля по отношению к доллару и евро. В целом банкиры оптимистично оценивают дальнейшие перспективы роста рынка автокредитования. «В будущем году мы ожидаем в целом по рынку рост продаж автомобилей на 3,9%, до 2,9 млн штук и одновременно «зеркального» роста количества автокредитов до 1,2 млн штук, это с учетом подержанных авто», ― говорит г-н Токарев. В будущем году, правда, банкиры прогнозируют некоторое снижение доли автокредитов в общем объеме продаж машин, из-за того что завершится госпрограмма льготного кредитования. «Но далее прежняя доля восстановится», ― подчеркивает он. Банкиры указывают, что для поддержания спроса кредитные организации стараются расширять списки своих партнеров из числа автодилеров и автопроизводителей, а те, в свою очередь, развивают новые модели бизнеса и формируют новый виток спроса на свою продукцию. В частности, растет количество кэптивных банков, которые создаются автопроизводителями исключительно для предоставления кредитов на собственную продукцию. К уже работающим в России БМВ Банку, Тойота Банку, Фольксваген Банку, Мерседес Банку Рус и ряду других может присоединиться и банк корпорации Mitsubishi. По оценкам участников рынка, процентные ставки по автокредитам в таких фининститутах в среднем составляют сегодня 5―10% годовых.