В этом году банк Германа Грефа планирует предлагать потребительские кредиты и страховки в системе «Сбербанк Онлайн». Это позволит банку ускорить продажи кредитов надежным заемщикам, за которых между банками разворачивается ожесточенная борьба. Как стало известно РБК, в ближайшие месяцы Сбербанк намерен запустить продажу потребительских кредитов через «Сбербанк Онлайн», а также через терминалы самообслуживания. Клиенты смогут дистанционно заполнить и подать заявку на получение кредита, но чтобы подписать договор и забрать деньги, все-таки придется заехать в офис. Сейчас через «Сбербанк Онлайн» можно лишь проводить расчетные операции: оплатить сотовую связь, услуги ЖКХ, открыть вклад. На рынке кредитования населения Сбербанк занимает долю в 33%, в 2013 году он увеличил портфель розничных кредитов на 804,5 млрд руб., до 3,3 трлн руб. Потребительские кредиты не единственный продукт, который Сбербанк хочет продавать дистанционно. Его блог «Благосостояние» в этом году начнет онлайн-продажи страховых продуктов. В рамках платформы «Деловая среда» будет запущена торговая площадка с возможностью заключения сделок и отправки заявок на кредит для бизнеса, рассказал источник, близкий к Сбербанку. В пресс-службе Сбербанка сообщили лишь, что пилотные продажи потребкредитов через «Сбербанк Онлайн» начнутся этой весной. Сегодня у большинства банков можно оформить кредитную заявку на их сайте, но не через систему интернет-банка. Например, в системе «Телебанка» ВТБ24 и в системе Enter.UniCredit ЮниКредит Банка нельзя подать заявку на получение кредита. Хотя в некоторых из них и подумывают о введении такой услуги. В данном случае Сбербанк делает ставку на уже действующих клиентов, о которых у него есть какая-то информация, говорят эксперты. «Новая услуга Сбербанка повышает его конкурентоспособность на рынке потребительского кредитования, — говорит заместитель генерального директора Интерфакс-ЦЭА Алексей Буздалин. — Он сможет перетянуть более надежную категорию клиентов, за которую банки сейчас разворачивают борьбу». Как сообщили в ВТБ24, доля заявок, принимаемых через Интернет, в общем объеме заявок банка невысока. «Но канал перспективный, количество принятых онлайн-заявок на потребительские кредиты из года в год растет в 1,5—2 раза. Это превышает рост количества заявок, принимаемых в офисах банка, где рост из года в год составляет порядка 25—50%», — отметили в ВТБ24. По мнению председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, новая услуга Сбербанка будет востребованной: «Все больше взаимодействие с клиентами переходит в Интернет. Все знают, что офисы Сбербанка переполнены клиентами и прием заявления потребует какого-то времени, а здесь клиент все сделает сам». Закредитованность населения довольно сильно выросла в прошлом году, и многие банки, активно развивающие розничное кредитование, ужесточили требования к заемщикам. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2013 году объем кредитов с признаками мошенничества вырос более чем вдвое, до 153 млрд руб. Если на начало 2013 года количество таких кредитов составило около 577 тыс. штук (потери банков — 67 млрд руб.), то на 1 января 2014 года оно увеличилось вдвое, до 1,2 млн штук (153 млрд руб.). Кроме того, по итогам 2013 года доля просроченной задолженности составила 4,4% от объема выданных физлицам кредитов (440 млрд руб.). За год она увеличилась всего на 0,4 п. п., но в абсолютном выражении прирост был заметным: 127 млрд руб. вместо 22 млрд руб в 2012 году.