Банк «Траст» намерен начать зарабатывать на комиссиях. В обновленной концепции бизнеса значительная роль в прибыли отводится не процентным, а комиссионным доходам, в ближайшие годы их долю банк рассчитывает довести до 40%. Такая переориентация в ближайшее время станет общим трендом на банковском рынке, считают его участники. Впрочем, попытка заработать на комиссиях может стоить банкам потери лояльности клиентов. Об обновленной бизнес-стратегии банка «Траст» «Ъ» рассказал его новый главный управляющий директор Валерий Новиков. О его назначении взамен уволившегося в середине сентября Евгения Туткевича банк сообщил в среду, первой задачей на новой должности для господина Новикова будет формирование стратегии на ближайшие два-три года. «С охлаждением кредитного рынка ко всем участникам приходит понимание, что кредиты — это только часть банковского бизнеса. Серьезное внимание в ближайшее время банк уделит безрисковым комиссионным доходам. В ближайшие два-три года банк будет стремиться к тому, чтобы стать банком ежедневного пользования — чтобы клиенты проводили через нас платежи и расчеты. Планируем довести долю комиссионных доходов до 35—40% от прибыли»,— пояснил господин Новиков. По его словам, акционеры банка с таким подходом согласились. Пока объем комиссионных доходов банка в сравнении с процентными весьма невелик: согласно консолидированной отчетности по МСФО банка «Траст», чистый процентный доход в 2012 году составил 20,56 млрд руб., тогда как чистый комиссионный доход — всего 3,42 млрд руб. В 2011 году соотношение было 15,89 млрд руб. против 2,27 млрд руб. соответственно. Подобная смена приоритетов ожидает не только «Траст», считают эксперты. На фоне замедления экономики, снижения спроса на кредиты со стороны реального сектора, ухудшения платежной дисциплины, роста закредитованности розничных заемщиков и сопряженных с этим рисков нацеленность на комиссионные доходы будет становиться общерыночным трендом. «Многие банки на рынке смотрят в сторону наращивания комиссионных доходов, поскольку они не несут в себе рисков, как доходы от кредитования,— говорит член правления руководитель блока «массовый бизнес» Альфа-банка Михаил Повалий.— К тому же кредитный рынок сжимается и прежнего объема доходов генерировать уже не может. Я не исключаю, что развитие источников комиссионных доходов в банке «Траст» связано с тем, что туда пришел Валерий Новиков (до этого занимал пост главного управляющего директора в Альфа-банке.— «Ъ»). Он по опыту «Альфы» знает, как работает такая модель». Впрочем, переориентировать бизнес будет непросто, считают эксперты. «Получать существенные доходы от комиссионных операций банк начнет не раньше чем через год-полтора и перед этим будет вынужден сделать соответствующие инвестиции в этот бизнес»,— считает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. Например, если банк зарабатывает на обслуживании платежных терминалов, ему нужно будет тратиться на инкассацию, если намерен развивать интернет-банкинг — необходимо привлечь клиента бесплатным тестовым доступом или льготным тарифом, рассуждает он. Отдельные сложности могут возникнуть с увеличением комиссионных доходов в корпоративном сегменте. В посткризисной борьбе за клиентов банки активно отменяли всевозможные комиссии для компаний, и если их возврат не будет массовым и единовременным, есть риск, что комиссионные продукты пионеров этого процесса рискуют оказаться неконкурентоспособными. Выходом в такой ситуации может стать высокое качество и уровень сервиса предоставляемых банком комиссионных услуг, указывают банкиры.